.:Содержание новой книги.:. |
Человек в экономической антропологии – М.: Издательство Ипполитова, 2013. 372 С. ISBN 978-5-93856-205-9 Настоящее издание посвящено историко-теоретическому анализу развития исследований, посвященных описанию особенностей хозяйственной (экономической) жизнедеятельности в различных культурах и роли в их анализе содержания понятия «человек». В монографии рассматривается два основных подхода к пониманию человека: количественный формально-индивидуалистический и качественный гуманистически-исторический. Важнейшая проблема данного исследования - изучение воздействия различных культур на особенности экономического поведения. Автор на основании многочисленных работ экономических антропологов обосновывает тезис о невозможности применения современной формальной теории для изучения особенностей хозяйственной жизни в странах Восточной Азии, традиционных обществах и даже в некоторых европейских государствах. В заключение высказывается убеждение в возможности применения теории Дж.М. Кейнса для описания всех видов экономического поведения и использование его «социально-психологического человека» вместо «человека экономического». Монография может использоваться в преподавании предметов «экономическая антропология» и «экономическая психология» Обсудить в ЖЖ ББК 330.876 УДК 65.011 Б43 Купить можно вот здесь Книжный магазин URSS Белик А.А. Человек в экономической антропологии Вступление. Общее определение области исследований экономической антропологии и значение содержания понятия «человек» .................. 9 ЧАСТЬ 1 Два подхода к пониманию человека: формально-количественный и гуманистически-исторический Глава 1. Возникновение гуманизма в эпоху Возрождения .................. 18 Живая чувственность против мёртвой рациональности .................. 18 Гармоничный человек – гармоническое общество ............ 22 Глава 2. Абстрактно-механистическое понимание человека (Гоббс – Мандевиль – Смит) .................. 27 Общая характеристика механистического материализма .................. 27 Социальная доктрина Гоббса .................. 29 Образ человека у Гоббса .................. 30 Влияние представлений Гоббса на другие науки .................. 32 Басня Бернарда Мандевиля – едкая сатира на общество или что-нибудь ещё? .................. 34 Тотальность и непреодолимость пороков и их польза .................. 35 Общесоциальные взгляды Мандевиля и продуктивность зла .................. 37 А. Смит: от принципа симпатии к принципу эгоизма .................. 39 Роль обмена и корыстных интересов .................. 41 Экономический детерминизм как способ интерпретации жизни людей .................. 43 Глава 3. Влияние идей Гоббса – Мандевиля (Смита) на развитие экономической теории и другие науки (биологию, философию) .................. 47 Развитие экономической теории в XIX веке. Общая характеристика маржинализма .................. 48 Характеристика основных понятий маржинализма(неоклассической экономической теории) .................. 50 Проблема точности и адекватности категорий неоклассической экономической теории. Постановка вопроса об универсальном применении категорий маржинализма в социальных науках .................. 55 Война всех против всех в биологии .................. 60 «Прагматизм» как выражение экономического принципа полезности в философии .................. 64 Глава 4. Критика «чистого» рационализма и историческое направление в экономической науке .................. 69 Разработка содержания понятия «человек в немецкой классической философии» .................. 69 Многие положения, выдвинутые в рамках гуманистической антропологии .................. 73 Историческое направление в экономической науке .................. 74 Пересмотр основных положений экономической науки Дж.М. Кейнсом .................. 78 Представление о человеке в культурной (социальной) антропологии и экологии .................. 82 ЧАСТЬ 2 Экономическая антропология против формальной экономической теории Глава 1. Особенности ведения хозяйства охотниками,собирателями, рыболовами .................. 95 Мифы о жизни охотников и собирателей .................. 95 Мир охотников и собирателей – «общество изобилия»?! .................. 98 Виды обмена .................. 106 Рынки в Меланезии .................. 110 Глава 2. Экономика Тробрианских островов .................. 117 Б. Малиновский и экономическая антропология .................. 117 «Кула» и образ «дикаря» .................. 119 Критерий ценности у тробрианцев .................. 122 Экономическая антропология после Б. Малиновского .................. 127 Глава 3. «Очерк о даре» М. Мосса .................. 133 Предмет и задачи исследования .................. 133 Магико-религиозная теория обмена .................. 136 Обмен как духовное (чувственное) взаимодействие .................. 138 Глава 4. Подведение итогов изучения дара и обмена в ХХ веке. («Загадка дара» М. Годелье) .................. 145 Цель и причина появления «Загадки дара» М. Годелье .................. 145 Анализ труда Мосса и новая формулировка изучения дара .................. 148 Критика структурализма К. Леви-Строса .................. 150 Дополнение к критике структурализма М. Годелье .................. 154 Новые пути изучения дара (священные объекты и мифология обмена с божествами) .................. 157 Философская реконструкция социального М. Годелье .................. 158 Сравнение двух типов обществ – «выгоды» и «дара» .................. 160 Глава 5. Итоги исследований экономических антропологов в ХХ веке и «экономический империализм» .................. 166 Общие итоги экономических антропологов .................. 166 Универсалистская интерпретация экономической теории – основа экономического империализма. Рациональный выбор – основной предмет социальных наук .................. 169 Развитие «экономического империализма 60–80-х годов ХХ века. Человеческий капитал. Тотальность рынка как формы коммуникации людей .................. 173 ЧАСТЬ 3 Экономическая антропология и родственные ей дисциплины конца ХХ – начала ХХI в. Глава 1. Экономическая антропология и экономика дара .................. 183 Новые области исследований взаимодействия экономики и культуры .................. 183 Экономическая антропология .................. 185 Экономика дара .................. 199 Глава 2. Поведенческая экономика, экономическая психология и психология денег .................. 215 Поведенческая экономика .................. 215 Экономическая психология и психология денег .................. 221 Гуманистическая психология и экономика .................. 236 Глава 3. Экономика и культура .................. 248 Культура тоже имеет значение .................. 248 Основные задачи анализа и параметры экономического поведения .................. 251 Исламская модель экономики .................. 254 Буддийская экономика .................. 257 Конфуцианство и экономика. Влияние конфуцианства на экономическое поведение и сознание в современных восточноазиатских странах на примере культуры предприятия .................. 262 Китайская модель экономики .................. 265 Некоторые итоги сравнительного анализа экономического поведения .................. 271 Социально-психологический человек Дж.М. Кейнса и роль эмоционального настроя в функционировании экономики .................. 294 Глава 4. Различные подходы к настоящему и будущему образу бытия человека. Неолиберализм Ф. Хайека .................. 283 Содержание глобализации (глобальной интеграции) .................. 289 Однообразный образ мира и человека .................. 293 «Римский клуб» о глобальных проблемах .................. 300 ЧАСТЬ 4 Особенности моделей экономики в развитых странах. Континентальная модель капитализма .................. 311 Особенности функционирования экономики США. Поиски причин кризиса .................. 317 Некоторые черты финансового капитализма и культура .................. 322 Не в ВВП счастье .................. 330 Приложение. Россия и детерминированность экономики культурой (небольшое конкретное исследование – информация к размышлению) .................. 339 Библиография .................. 361 Купить можно вот здесь Книжный магазин URSS Белик А.А. Человек в экономической антропологии Обсудить в ЖЖ |