.:Культурная (этническая) идентичность.:. |
Культурная (этническая) идентичность
Предлагаемая вашему вниманию обзорная заметка посвящена анализу становления понятия этническая (культурная) идентичность и появлению культурного плюрализма в антропологии США
Проблема культурной (этнической) идентичности в первой половине ХХI века есть и будет долго оставаться одном из кардинальных вопросов современности. Речь идёт о существовании и формах проявления разнообразия культур. Представление о мире как совокупности разнообразных культур есть основополагающее положение культурной антропологии. Оно резко контрастирует с моделью однообразной глобализации или универсалистскому рассмотрению будущего человечества как существование только одной культуры – культуры консюмеризма. В этой заметке я даю короткий анализ становления понятия этническая (культурная) идентичность и появлению культурного плюрализма в антропологии США в противовес модели плавильного тигля, согласно которой все культуры эмигрантов должны переплавиться во что-то единое, в некий новый сплав.
Этнический (культурный) плюрализм был ответом на концепции плавильного котла и более адекватно отражал реалии американского общества 70-80 гг. ХХ века.
Впоследствии такой подход уже за пределами культурной антропологии получил название «мультикультурализм». При этом в США данное понятие более или менее адекватно отражало действительные этнокультурные процессы, происходившие в стране, чего нельзя сказать о странах Европы. Противостоял фундаментальности этническоой (культурной)идентичности подход существовавший в психоистории, отрицавшей значимость культурных традиций вообще, рассматривающих их в качестве регрессии эго, а антропологов позиционировавших в виде «жертв примитива» (так именуется традиционное обществе). Важнейшим тезисом одного из известных сторонников негативного отношения к традиционной антропологии является Г.Стейн, который полагает, что нормальным является некое рационалистическое общество, где человек «очищен» от эмоций и любое положение о чём либо необходимо тестировать при помощи Реальности, дающей однозначный ответ на предъявленный вопрос, положение и т.д. В связи с такой позицией Г.Стейн даже предлагал в 80 г.г. ХХ века полностью отказаться от традиционных методов и области исследований культурной антропологии и использовать более «точные и надёжные» методы и рациональные объекты исследований. К счастью, этого не произошло, и культурная антропология продолжает традиции классиков конца ХIХ - первой половины ХХ века
Необходимо заметить, что проблема норма и патологии форм жизнедеятельности в очередной раз поднятая Г.Стейном, была в фокусе пристального внимания многих антропологов в ХХ веке. Поэтому наряду со статьей, посвящённой этнической (культурной) идентичности в данном разделе размещено и исследование взаимодействия соотношения нормы и патологии в различных культурах и дискутируется вопрос о вариативности культурной нормы поведения и возможности абсолютно единых норм для всех людей.
ОбсуждениеБолее подробно предмет вопроса изложен в представленных главах 3,4 и 5 из книги "Культурная (социальная) антропология"(2009) Глава 3 Два подхода к проблеме культурной (этнической) идентичности в культурной ( психологической) антропологии США Проблема существования американской культуры как метаэтнической общности Скачать: в формате pdf Глава 4 Норма и патология в условиях различных культур История и теория вопроса Скачать: в формате pdf Глава 5 Культурная антропология и глобализация Многообразие против однообразия Скачать: в формате pdf |